В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Поэтому девиз Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». И именно поэтому основное время уделяется свободной деятельности, когда каждый ребенок вправе САМ выбрать:

 

• материал;

• длительность работы с ним;

• способ организации работы с материалом – индивидуально или совместно с кем-то из учащихся.

Это три свободы в Монтессори-группе. Но свобода ограничена правилами, которые необходимо выполнять. Важно, чтобы эти правила не были навязаны ребенку, а впитаны им в процессе познавательной деятельности. Например, ребенок довольно быстро усваивает, что если он не отбирает у других материал, то и сам может спокойно работать, не беспокоясь, что ему помешают. А чтобы ребенку было легче запомнить наши немногочисленные правила, мы формулируем их коротенькими простенькими стишками:

 

Мы в нашей группе не кричим,

Когда работаем – молчим.

В нашей группе всем известно –

Все, что взял – клади на место.

Мы друг другу не мешаем,

Если просят – помогаем.

На занятиях по методике Монтессори малыш абсолютно свободен. При этом дети не бегают и не шалят, а прилежно занимаются с самостоятельно выбранными материалами.

Секрет в том, что материалы монтессори вызывают у детей естественный интерес, который не становится слабее в каждом новом поколении вот уже более ста лет. Ребенок играет, играет сам, без вмешательства взрослых. И при этом он выполняет обучающую задачу, которая была вложена в материалы на стадии разработки – развивает координацию, совершенствует моторику, учится аккуратности и вниманию, осваивает основы чтения и счета.

Итак, монтессори-педагогика строится на том, что взрослый не должен мешать ребенку осваивать мир самостоятельно, но это не облегчает работу педагога, а скорей усложняет. И делает ее более интересной.

Как это выглядит на практике? Педагог встречает детей и наблюдает за тем, как каждый малыш в группе выбирает себе материал на сегодняшнее занятие. Он не вмешивается в процесс выбора, но если, допустим, ребенок обращается к какому-то материалу в первый раз, педагог показывает ему как с ним правильно работать. Иногда демонстрация происходит почти без слов, хотя в любом случае взрослый всегда говорит только то, что необходимо, без лишних излияний.

Монтессори-педагог – это прежде всего исследователь, для которого каждый новый ребенок в группе становится великим открытием. С одной стороны, он должен внимательно следить за каждым подопечным, вовремя замечать наступление сензитивных периодов, оценивать уровень готовности ребенка к следующему этапу обучения. С другой – монтессори-педагог старается как можно меньше вмешиваться в происходящее и контролирует действия ребенка извне.

Посещая занятия в наших группах, малыш получает первый опыт отношения «ученик – учитель», учится уважительно относиться к педагогу и привыкает к уважительному отношению со стороны наставника. Монтессори-педагоги даже в самом маленьком ребенке видят личность. Например, в Монтессори-группе не говорят о детях в третьем лице, а обращаются непосредственно к ним, как бы малы они не были. Монтессори-педагог никогда не будет требовать выполнения того или иного задания, ни при каких обстоятельствах не будет ругать ребенка.

Занятия в Монтессори-группе также помогают родителям лучше понять своего малыша, установить с ним контакт и взаимопонимание. Во-первых, развивающие занятия – это время, которое родитель тратит только на ребенка, не отвлекаясь на телефон и приготовление обеда. Во-вторых, монтессори-педагог регулярно наблюдает за поведением детишек и дает родителям советы, касающиеся воспитания в целом, и подсказывает, какие упражнения нужно предлагать именно их ребенку именно на данном этапе развития. Так что наши занятия полезны не только для приобретения навыков знакомства и общения со сверстниками, но и для установления доброжелательных, доверительных отношений между родителями и детьми.

Обновлено ( 31.07.2013 15:26 )